Варуна: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 61: | Строка 61: | ||
Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно, родственно древнеиранскому Митра — Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары<ref>Ср. мотив мудрости Варуны, как и его иранского соответствия.</ref>. Само имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Велесом), литовским Велнясом и т. д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны. | Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно, родственно древнеиранскому Митра — Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары<ref>Ср. мотив мудрости Варуны, как и его иранского соответствия.</ref>. Само имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Велесом), литовским Велнясом и т. д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 09:04, 3 июня 2023
В древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев. Наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. В ведах Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой. Только Варуну и Индру называют «вседержитель». Варуна:
Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта Варуны — связь с космическими водами во всём их многообразии:
Варуна изливает космические воды[7], освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки — его сёстры (их семь). Пара Варуна — Митра[8] отражает архаичное противопоставление воды и огня[9]. В отличие от Митры Варуна больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией. Он обладает чудесной колдовской силой (майя), ему присущи асурские качества: иногда его называют асура, хотя чаще он — дева, а изредка — и дева асура[10]. Вместе с Митрой Варуна моделирует космос в целом, особенно в его магико-правовом аспекте. Варуна толкуется немецким индологом П. Тиме (ФРГ) как обозначение истинной речи[11]. К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них (ср. его неантропоморфность), впрочем Варуна благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала:
Варуна — воплощение мирового порядка (rta), истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешников водянку; верёвка или петля его орудие против грешников) и отпускает грехи. Он — хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире. В ведийских гимнах Варуна связан с Адити (его матерью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящён Варуне и Индре совместно). Однако мифологических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах. Помимо космогонического мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной, в «Ригведе» более или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет — история отношений Варуны с Васиштхой[16]:
Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедливости и о заступничестве к Агни и Варуне[19]; ср. мотив несения Тритой Варуны в море[20]. У Варуна есть жена Варунани[21] или Варуни, позже считавшаяся богиней вина. В послеведийский период Варуна утрачивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из хранителей мира (локапалой) и обычно связывается с Западом, подчиняясь верховной триаде богов индуистского пантеона. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше[22] Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна продолжает считаться владыкой вод; но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуна сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в том числе и родственные[23], и входит в большое число сюжетных схем, правда, редко играя в них основную роль. В эпосе и пуранах (по преимуществу) наиболее известные сюжеты с участием Варуны таковы.
Ср. также сюжеты, связанные с сыновьями или братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу, Вивасват и т. д.) или с царством Варуны (напр., сказание о нагах), которое наряду с его дворцом[31] не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом), Варуна является в окружении змей. Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны (его связь с жертвоприношением раджасуя, Шат.-бр. II 196; V 4, 3, 1 и др.). Эволюция образа Варуны (в частности, такие его моменты, как оттеснение его Индрой и близкая связь с Митрой) позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества. Сочетание Митра — Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно, родственно древнеиранскому Митра — Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары[32]. Само имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Велесом), литовским Велнясом и т. д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны. |
См. также:
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Елизаренкова Т. Я., Ещё раз о ведийском боге Варуне, в кн.: Труды по востоковедению, 1, Тарту, 1968, с. 113-22 < MNME
- Dumйzil G., Ouranos-Vбruna, Йtude de mythologie сomparйe indo-europeenne, P., 1934 < MNME
- Lommel H., Das Varuna und Fluch-Gedicht. Atharva-veda 4, 16, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1938, Bd 92, S. 452-63 < MNME
- Lьders H., Varuna, 1-2, Gцttingen, 1951-59 < MNME
- Renou L., Varuna dans l’Atharvaveda, в кн.: Festgabe fьr H. Lommel, Wiesbaden, 1960, S. 122-28 < MNME
- Thieme P., Pataсjali ьber Varuna und die sieben Strцme, в кн.: Indo-Iranica. Melanges presentйs а G. Morgenstjerne, Wiesbaden, 1964, p. 168-73 < MNME
- его же, King Varuna, «German scholars on India», Varanasi, 1973, p. 333-49 < MNME
- Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 23-47 < MNME
- Kuiper F. B. J., Ahura Mazda Lord Wisdom?, «Indo-Iranian Journal»,1976, v. 18, p. 33-38 < MNME
Примечания
- ↑ РВ II 27, 10; V 85, 3; VII 87, 6; X 132, 4
- ↑ РВ IV 42, 1; VIII 41, 7; X 66, 2
- ↑ РВ IV 42, 3; VIII 41, 5
- ↑ РВ I 50, 6
- ↑ РВ VII 34, 10
- ↑ Ср. клятву при воде в связи с Варуной.
- ↑ Он бог дождя (РВ V 85, 3-4).
- ↑ Поскольку Митра связан с огнём (солнцем).
- ↑ В брахманической литературе Варуна и Митра противопоставлены друг другу по многим признакам.
- ↑ РВ VIII 25, 4; ср. VII 65, 2
- ↑ В последнее время это толкование вызвало ряд возражений.
- ↑ РВ II 28, 6
- ↑ РВ II 28, 10
- ↑ РВ VII 41, 1
- ↑ РВ I 25, 12; II 27, 10
- ↑ РВ VII, 86-89
- ↑ Варуна показал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т. п.
- ↑ Причина гнева Варуны неясна
- ↑ РВ I 105
- ↑ РВ IX 95, 4
- ↑ РВ II 32, 8; VII 34, 22
- ↑ 22,0 22,1 Мбх. XIII
- ↑ Ср. его сыновей: Бхригу (Шат.-бр. XI 6, 1, 13; Вадж.-самх. XXV 9; Тайтт.-бр. III 9, 15, 3), Агастью, Васиштху, дочь Варуни (Рам. I 46, 26), вышедшую из океана при его пахтанье; его жену или жён (воды) и т. п.
- ↑ Вишну-пур. IV
- ↑ Марканд.-пур.
- ↑ Мбх. III
- ↑ Матсья-пур.
- ↑ Айт.-бр. V II
- ↑ Хариванша I, XLV 76-77
- ↑ Хариванша II, CXXVII
- ↑ Мбх. II 9
- ↑ Ср. мотив мудрости Варуны, как и его иранского соответствия.