Дева, класс богов: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. ''авест''. daeva-, ''лат''. deus (и divus), ''др.-ирл''. dia, ''др.-герм''. teiwa, ''др.-исл''. tivar, ''прус''. deiws, ''литов''. ''dievas'', рус. Див и др. | Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. ''авест''. daeva-, ''лат''. deus (и divus), ''др.-ирл''. dia, ''др.-герм''. teiwa, ''др.-исл''. tivar, ''прус''. deiws, ''литов''. ''dievas'', рус. Див и др. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 19:09, 3 июня 2023
В древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам:
Иногда класс богов членят на группы: васу — 8, рудры — 11, адитьи — 12, противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде»[1]:
Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, то есть «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями, — представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия, которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд дева — адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами (последнее название было закреплено за демонами), но, напротив, иногда именовались сурами (sura-)[2], что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (дева) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. авест. daeva-, лат. deus (и divus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др. |
См. также:
|
Библиография
- — MNME — Топоров B. H. Дева // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.I, с. 359